Современные Одиссеи в Калифорнии: психическое здоровье беженцев и достоинство

Патрик Мариус Кога (Patrick Marius Koga) врач, США

Ахмад Фахим Пирзада (Pirzada), врач, США


 “Меня зовут Никто.”
Гомер, "Одиссея"

Мы говорим об "Одиссеях", имея в виду путешествия, предпринятые в экстремальных, ужасных обстоятельствах. Одиссей, о котором нам впервые рассказал греческий поэт Гомер за 700 лет до нашей эры, целое десятилетие боролся за возвращение домой после Троянской войны. Одиссей (римляне называли его Улиссом) сражался с фантастическими созданиями, столкнулся с гневом бога морей Посейдоном, но в конце вернулся домой и снова занял свой трон в Итаке.

В конце своего долгого, богатого травмами путешествия Улисс оказывается изменившимся человеком. Он пережил свои потери, а посттравматический опыт научил его большой приспособляемости и помог невероятно вырасти в духовном и личностном плане. И все-таки мудрость этой трехтысячелетней эпической истории, в остальном оцениваемой западным миром как один из архетипов человечества, кажется, не оказала большого влияния на то, как сегодня психиатры понимают и лечат психические заболевания беженцев.  В результате получается, что один и тот же "Одиссей" имеет две различных, не связанных друг с другом истории.


Взгляд "со стороны"

Одну историю рассказывают психиатры

Каждый год в США переселяется из-за океана примерно 70000 беженцев и 400000 иммигрантов. По данным департамента государственной безопасности США, согласно годовому отчету Бюро иммиграционной статистики за 2012 г. приблизительно 187856 новых беженцев было впущено в США, а за период с 1-го октября 2009 по 30-ое сентября 2012 убежище было предоставлено 75441 человеку. (Надо понимать, что в США существуют два вида получения статуса беженца - подача заявления на получение статуса беженца у себя на родине и подача заявления о предоставлении убежища в течение года пребывания в США). За тот же период, согласно тому же источнику, Калифорния приняла 18731 беженца (10%) и предоставила убежище 27158 подателям заявлений (36%), что делает ее штатом, принимающим наибольшее количество иммигрантов в США.   

Чаще всего беженцы прибывают в Калифорнию после жизни в ужасающих условиях без доступа к медицинским услугам, без малейшего представления о западной практике здравоохранения и принципах профилактического медицинского обслуживания. Люди из Ирака, Сирии, Ирана, Бирмы, Сомали, Афганистана, Бутана и Эритреи пережили гражданскую войну, социальные, гендерные и религиозные гонения, недостаток пищи, утрату дома, семьи, потерю профессионального и социально-экономического статуса, утрату Родины. Стресс-факторы жизни после переселения ухудшают эти до-эмиграционные травмы. Многие беженцы чувствуют изоляцию, тревожность и депрессию, что оказывает сильное влияние на их физическое и психическое здоровье. Поэтому им еще тяжелее вести правильный образ жизни, чтобы оставаться здоровыми и достаточно сильными и обрести самостоятельность. Вследствие этого большинство беженцев страдает от психических расстройств, таких, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессия и тревожность. 


"Одиссеи", - взгляд "изнутри"

Другую историю рассказывают сами беженцы.

Условия жизни беженца - это реальный, научный факт, но они имеют, кроме всего прочего, еще и личный, гуманистический аспект, который помогает понять так называемую "психическую болезнь". Проблема достоинства может внести совершенно иную ноту в это психическое состояние. Признания за беженцем с заболеванием безусловного права на достоинство не может быть достаточным, не говоря уже о том, что оно часто понимается не верно. Уважение к достоинству человека на самом деле заключается в осознании того, что его состояние - то, чем оно в действительности и является: реакция нормального человеческого существа на экстремальные условия жизни.

Доктор Joseba Achotegui, секретарь транскультурной секции всемирной психиатрической ассоциации, ввел термин "синдром Улисса" - синдром иммигрантов, которых экстраординарные несчастья заставили кочевать по миру. Беженцы страдают от своих утрат: потери семьи и любимых, страны, земли, языка, культуры, системы социальной поддержки, профессиональной личной идентичности и социального статуса. Глубокое горе меняет структуру личности и реальности беженца, картина мира искажается бессчетным количеством сваливающихся на него проблем и их бесконечностью. В процессе смены роли, интеграционного отставания и конфликтов старшее поколение чувствует, что теряет уважение своих собственных детей. Беженцы из стран с культурными и религиозными ценностями, отличными от ценностей принявшей их страны, борются с безумием, объединяясь в этнические анклавы, что в дальнейшем только усугубляет различия между ними и обществом той страны, в которой они теперь живут. Предвзятость и предубеждение или даже ксенофобия и расизм (по правде говоря - с обеих сторон) наносит вред, как беженцам, так и принявшему их обществу.

Такие экстремальные бедствия кардинально отличаются от болезненного горя, они порождают перманентный кризис. Если он длится годами, он может окончательно подорвать здоровье и привести к настоящему психическому заболеванию. Как бы то ни было, беженцы не считают себя психически больными людьми, и не только потому, что принадлежат культурам, в которых психическое заболевание воспринимается как постыдное клеймо. Беженцы полагают, что они - нормальные люди, для которых их "клиническая картина" является результатом жизни в экстремальных условиях, а не первопричиной их страданий. Это требует использования эвфемистического, не ассоциирующегося с психиатрией названия болезни ("синдром Улисса" вместо "депрессии") и скорее социального тренинга, работы, социальной поддержки, социальных субсидий, чем чисто медицинского или психологического вмешательства.  

Наиболее запоминающиеся качества Одиссея (Улисса) - не его отвага или сила - хотя он, безусловно, отважен и силен - но скорее его ум и стойкость, способность к быстрому физическому и душевному восстановлению. Сам Гомер на протяжении всего повествования называет своего героя "Одиссей многохитрый".

Если же кто из бессмертных меня сокрушит в винно-чермном
Море, я вытерплю то отверделою в бедствиях грудью.

Много пришлось мне страдать, и много трудов перенес я
В море и в битвах. Пускай
же случится со мною и это!"
Гомер, "Одиссея"
(Перевод В. Вересаева).

Перевела Т. Файнштейн

Перевод по сборнику «Психическое здоровье и достоинство человека», выпущенному к Всемирному дню психического здоровья 10 октября 2015 года.