«Линия жизни» — использование арттерапии в психолого-терапевтической практике

М. Гербер

В современном мире среди распространенных методов психологической помощи широкое применение получили методы арт-терапии, обладающие неоспоримым положительным эффектом и неограниченными возможностями использования искусства и креативности в решении психологических проблем.

Немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что искусство очищает и возвышает личность. Искусство, по его мнению, служит отправной точкой познания, помогает человечеству раскрыть свой духовный и интеллектуальный потенциал, приблизиться к высшим достижениям человеческого разума. Искусство — это художественная деятельность, которая основана на умении воплотить художественный образ. Границы искусства неопределенны и размыты, искусство — это не природа, а «созидание через свободу». Прикасаясь к произведению искусства, мы «прикасаемся» к внутреннему миру автора.

Первые попытки применения искусства и художественной деятельности в психиатрии, психологии, педагогике, медицине относятся к началу и середине ХХ века. В начале и середине ХХ века «возникли первые врачебные приемы лечения идеалами, миросозерцанием, поисками смысла жизни».

Российский врач А.И. Яроцкий применяет терапию охваченности идеалами для обозначения специального психотерапевтического метода, воздействующего на особые стороны душевной жизни человека, вводит понятие «аретотерапия». Греческое слово arete считалось святым в Древней Греции, включает в себя такие понятия, как доблесть и добродетель, стремление к осуществлению высоких идеалов и нравственному совершенствованию. По мнению А.И. Яроцкого, этические (идеалистические) стороны личности обуславливают не только поведение человека и его жизненный путь, но и являются важным фактором, влияющим на особенности протекания физиологических процессов в организме. Истинная причина заболевания находится в глубоких пластах духовной жизни.

Во второй половине XIX века российский психиатр П.П. Малиновский в учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой). В советский период разные формы «лечения посредством впечатлений» влились в систему трудотерапии, социально-трудовой реабилитации психически больных. По мнению А.И. Копытина, в качестве научно обоснованного, преимущественно эмпирического метода арт-терапия начала формироваться примерно в середине ХХ века.

Отличительной чертой начала ХХ века становится критика художественно-эстетического воспитания детей, «срисовывающих и копирующих» природу, что недостаточно способствует развитию духа, вкуса и чувств, а лишь развитию механических навыков. Это развитие приводит к появлению нового ракурса в эстетической педагогике Австрии и Германии. В художественно-эстетическом образовании детей появляются техники художественной экспрессии. Переживания внутреннего опыта, отражение своих впечатлений и детское восприятие мира получают свободу и место на существование в детских рисунках. Импрессионистический подход (фр. Impression -впечатление) пробуждает интерес психоанализа, привлекая возможностью прослеживать эмоциональное самовыражение, рассматривая свободное творчество как инструмент исследования бессознательных процессов.

line1.jpg

В начале ХХ века американец Ф. Шоу начинает использовать в работе с детьми технику «пальчиковой живописи», которая вскоре стала применяться со взрослыми. М.  Ричардсон развивает в Великобритании идею того, что детское искусство — это пример творчества, свободного от сдерживающего влияния какой-либо культурной традиции. Применяет технику «закрытых глаз», полагая, что, рисуя с закрытыми глазами, дети могут лучше настроиться на свой внутренний мир. Термин «арт-терапия» (от англ. аrt — искусство; therapy — терапия, лечение; art therapy (буквально) — терапия искусством) вводит в употребление в 1938 г. Адриан Хилл при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санатории. Это словосочетание использовалось ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. По убеждению Хилла, занятия творчеством ускоряли процесс выздоровления и реабилитацию больных. Арт-терапия становится значимой социальной инициативой, к которой подключаются многие художники. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

В 1900-х интерес к экспериментальным рисункам проявляют ученые, педагоги, психиатры, художники. Психиатр, искусствовед, философ, ориентированный на взгляды философского движения Lebensphilosophie — философия жизни, Принцхорн (Hans Prinzhorn) пытается использовать для диагностики рисунки людей с психическими отклонениями. Он становится первым коллекционером картин душевнобольных (Bildersammlung in Heidelberger Universitätsklinik). Психопатологическое творчество рассматривалось представителями художественного авангарда в качестве яркого образца спонтанного, искреннего искусства. Европейские художники-сюрреалисты включали в свои выставки работы душевнобольных, обращаясь к этому искусству как источнику оригинальных художественных идей.

Художник Ж. Дюбюффе, изучая образцы психопатологической экспрессии, пытается имитировать некоторые особенности в своем творчестве, отождествляя себя с теми, кто находится вне общества, в оппозиции культурных ценностей. Ж. Дюбюффе, подобно Принцхорну, собрал большую коллекцию работ психически больных, привлекшую к себе большое внимание представителей мира искусства. Дюбюффе является основоположником «грубого искусства» (фр. Art brut, Art- искусство, brut- грубость, неотесанность). Его деятельность повлияла на взгляды многих художников того времени.

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия развивается после Второй Мировой войны. Отражая представления психоанализа З. Фрейда, аналитической психологии К. Юнга, психодрамы Морено и динамической терапевтической помощи графическим самовыражением американского педагога М. Наумург, арт-терапия открывает доступ к глубинному психологическому материалу.

«Реальность превращается в предмет изучения живописно-символической конструкции «воспоминание, повторение, перерабатывание».

«Чтобы выяснить природу метода арт-терапии, нужно вначале определиться в четком представлении того, как возникают образы, как воздействуют они на психику и каким образом влияют на поведение. О том, что картины обладают целебным действием, известно с давних времен» [Karl-Heinz Menzen. Grundlagen der Kunsttherapie, 2 Auflage. Ernst Reinhardt Verlag, Germany2004. — 288 s.].

line2.jpg

В дальнейшем арт-терапия приобретает широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели К. Роджерса, А. Маслоу, Ф. Перлза. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».

Гуманистическая психология рассматривает человека как целостную личность, обладающую уникальностью, способностью актуализации своих возможностей (Charlotte Bühler, Abraham Maslow, Carl Rogers). А. Маслоу считал, что «понятие креативности и понятие самоактуализирующейся человеческой личности сходятся все ближе и ближе и, возможно, окажутся одним и тем же».

К. Роджерс (основатель клиент-центрированного подхода в консультировании и психотерапии) утверждал, что человек способен сам изменить свою личность, психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним, должен оставить в стороне свою проницательность диагноста и вообще всякую озабоченность диагнозом.

В клиент-центрированном подходе арт-терапии часто применяется техника «Линия жизни». В начальной стадии процесса консультирования клиенту предлагается создать от первого лица картину, рисунок своей жизни. Предложенная тема может рассматриваться как рисунок, отражающий динамику жизненного контекста клиента, его настроения сегодня, а также важные моменты из прошлого и планы на будущее. Работа над этой темой может продолжаться несколько сеансов. Создание, анализ, обсуждение возникших образов позволяют клиенту не только эмоционально пережить, переосмыслить, но и восхититься своим произведением, абстрагироваться и создать дистанцию к «переживанию», путь к последующим открытиям «Я».

К. Роджерс в качестве движущего начала всякого творчества рассматривает стремление «Я» к самореализации. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия или конкурентности между «Я-реальным» человека и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к «Я-идеальному», а именно в этом есть суть актуализации человека. Признаком душевного здоровья является принятие себя таким, каким человек является в действительности.

Несоответствие между «Я-реальным» и жизненным опытом, с одной стороны, и «Я-реальным» и «Я-идеальным» с другой приводит к нарушениям психологической адаптации. По мнению К. Роджерса, важной этической ценностью является принцип того, что люди сами способны определять свою судьбу, быть ответственными за себя.

line3.jpg

Современное искусство отказывается от назидательности и проповедей «вечных истин» и стремится не столько к оцениванию определенной системы взглядов, сколько к моделированию жизненных процессов и получению нового психологического опыта изменений. Связь арт-терапии с нейропсихологией может открыть в будущем новые возможности для объяснения воздействия изобразительной деятельности на человека, переживающего эмоциональный и физический дистресс, вот почему визуальные образы и их создание столь важны для исцеления и сохранения психического и физического благополучия.

Арт-терапия широко применяется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через занятия художественным творчеством, предоставляет возможность приобретения ценного опыта позитивных изменений. Арт-терапия не имеет возрастных ограничений, особенно подходит для работы с детьми, позволяет найти доступ к эмоциональному состоянию, отражает его в продуктах творчества, помогает избавляться от чрезмерного напряжения и внутреннего конфликта. Соприкасаясь с искусством, человек настраивает свои силы — когнитивные, душевные, эмоциональные на углубление понимания своего «Я», на открытие и познание, понимание через «Я» мира вокруг себя. Арт-терапия относится к методу психологического воздействия при помощи великого культурного достижения и удивительного, загадочного феномена человечества — искусства.

Впервые опубликовано в сборнике «Странный художник» / Сост. А. С. Мигунов. — М.: Изд-во Standartu Spaustuve, 2015. — 256 с.

Размещено с любезного разрешения составителей сборника.