Музыка как образ жизни

(Реабилитация музыкой в провинциальной семье)

С давних времен известно благотворное влияние музыки на тело и душу человека. Еще Пифагор был уверен, что подчиняясь высшему закону (математике), она восстанавливает гармонию в нашем организме. По легенде, Пифагору с помощью мелодии однажды удалось успокоить разгневанного мужа, в припадке ревности пытающегося сжечь дом, в то время как никто из родных не мог его остановить. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию. В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. «Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья», – утверждал он. Сейчас музыкотерапия выделилась в самостоятельный психотерапевтический метод. Но ведь многие из нас припадают к музыке, как к мощной живительной силе интуитивно, не читая научных работ о ее лечебных свойствах, не занимаясь со специалистами музыкотерапией. И порой, как в данном случае, это становится хоть и трудным, но очень верным способом противостояния болезни.

saxafon_mm.jpg

В школьные годы сын учился в детской музыкальной школе – играл на саксофоне. В болезни попытки использовать это умение оказались безуспешными. Для выступления кроме исполнителя-саксофониста требуется музыкальное сопровождение – минусовка. Приходилось носить с собой кроме инструмента еще компьютер, колонки, удлинители и т.д. Репетиции в домашних условиях тоже стали невозможными – инструмент громкий, соседи были недовольны, сын болезненно реагировал на их негативное отношение. Дополнительная проблема – изменившийся режим сна – ночная жизнь.

Мы тогда делали попытки найти сыну работу на музыкальном поприще. Однажды сын договорился о том, что будет играть в помещении столовой в местном профилактории. Он также делал тематические вечера, которые вела сотрудница профилактория. Поскольку сын был очень неуверен в себе, он не посмел попросить оплаты – играл безвозмездно. Были случаи, когда его концерты приносили ему большое удовольствие – люди хвалили его, удивлялись, выражали уважение – это воодушевляло. В других случаях отдыхающие в профилактории не проявляли эмоций – это угнетало.

Затем было самое большое огорчение: в этой работе ему отказали по причине, оставшейся неизвестной. Думается, в профилактории узнали о факте его болезни.

Была еще попытка трудоустроиться, когда сын стал играть в ночном клубе. 300-400 рублей оплаты за выступление казались успехом, давали надежду. Но работа в ночное время, далеко от дома и в окружении нетрезвых людей не подходит для болеющего человека. Происходили странные инциденты, а никакой психологической поддержки не было, некому было объяснить, поддержать. Мы эту нагрузку не потянули.

Однажды сыну попалась компьютерная программа, с помощью которой он из сэмплов (небольших музыкальных ходов) создал трек. Слушать было приятно, настроение поднялось, захотелось творить. Однако сэмплы быстро закончились. Тогда мы купили синтезатор. Сын сочинил еще несколько треков, уже полностью своих. Но мы не сумели поддержать это творчество – у нас, у родителей, музыкального образования нет. Созданные треки нигде не использовались, не было никакой отдачи от этого труда. Попытки поступить в музыкальное училище не удались из-за проявлений болезни. Репетиторство тоже невозможно было организовать – мы живем в провинциальном городке, у нас нет музыкантов, способных вести образование выше школьного уровня и для людей с расстройствами психики.

Хотя, надо отдать должное педагогам детской музыкальной школы, они все же какое-то время давали сыну уроки, чтобы вспомнить давно пройденный материал, который в детские годы не был усвоен. Например, в течение учебного года сын раз в неделю ходил на уроки к преподавателю сольфеджио.

С помощью интернета сын находил табулатуры (табулатура – это форма музыкальной нотации, оперирующая элементами музыкального инструмента – клавишами, струнами, ладами. Для сокращения записи в табулатуре применяются буквы, цифры, полоски и другие специальные символы.) С помощью табулатур сын без нот играл на синтезаторе красивые произведения. Это очень удобно, и при поддержке людей, увлеченных музыкой, могло бы стать настоящим кладом для реабилитации освоением музыкального инструмента. Мы же не могли помогать сыну, и он в своем одиночестве потерял интерес к этому занятию. Научиться игре на фортепьяно – нелегкий труд.

Сын также создавал музыкальные коллекции. Он очень большую работу провел в этом направлении – по множеству стилей сделал подборки, тщательно выискивал самые красивые произведения. Он дарил эти коллекции своим друзьям, но реакция друзей, увы, не оправдывала его ожиданий.

В какой-то момент внимание сына переключилось на гитару. Электрогитару можно слушать через наушники, а значит, доступна ночная игра. Однажды, в момент кризиса он взял гитару и стал играть, вкладываясь в игру без остатка. Он разбил пальцы в кровь, но был счастлив – потому что неожиданно для себя нашел нужный способ снять сильный стресс, выровнять состояние.

Потом он отыскал табулатуру для гитары на очень сложное произведение и начал его осваивать. Казалось, это было совершенно безнадежно – в композиции использовались сложные приемы, требовалось мастерство исполнителя – а он с этого начал свое освоение инструмента. И к большому нашему удивлению, сыграл-таки эту мелодию! А затем следующую и следующую…

Появились контакты в реальной жизни на музыкальной основе. Сын познакомился с ребятами, увлекающимися музыкой. Была попытка играть ансамблем, и даже выступления на сцене. Молодые люди сочиняли стихи и исполняли, а сын сочинял мелодии. Совместно они сделали несколько песен.

Репетиции (обычно ночные) проводили в гараже, оборудованном для занятий музыкой. К сожалению, группа распалась из-за разлада в отношениях – контакт не выдержал испытания характерами.

К тому времени мы совершенно потерялись в плане общения, закрылись дома. Уж не знаю, к чему бы это привело, если бы не интернет. Мы нашли чат и сделали попытку вступить в разговор. Не сразу, нелегко, не на первом сайте, не с первого раза, но в виртуальное общение все-таки втянулись. Сын знакомился с молодыми людьми, которые также были неравнодушны к гитаре и также были психически больны. Появились контакты по скайпу с игрой на гитаре. Общение, к сожалению, прекращалось, начинались поиски новых контактов. Гитара, несомненно, была хорошим подспорьем, когда нужно было познакомиться. А науку удерживать отношения в условиях, которые диктует болезнь, мы не освоили.

Когда мы нашли и открыли для себя сайт «Шизофрения и Я», появилась возможность опубликовать свои произведения. Сын вынес несколько своих композиций на суд форумчан, они были размещены в плеере сайта. Сын написал самоучитель игры на гитаре в формате форумной темы. Какой-то трек сына использован в видеоролике, изготовленном на сайте. Сын смотрит эти ролики, улыбается и шутит: «Я стану знаменитым!».

Таким образом, его композиции теперь могут услышать люди, заглядывающие на интернет-форум. Но личных музыкальных контактов форум пока не принес, и сын продолжает поиски друзей в интернете. С помощью спонсоров мы приобрели новые му-

зыкальные инструменты. Это сэмплер BOSS RC – 300, и Ableton push. Сын увидел в youtube ролики с использованием этих приборов. Сэмплер он смог частично освоить. С этим процессором значительно увеличилось количество мелодий его собственного сочинения и исполнения. Инструмент дает возможность импровизировать, а именно импровизация играет особую позитивную роль в создании настроения, улучшении состояния. Она содержит в себе большие возможности для самовыражения и творчества.

На сэмплере можно использовать несколько музыкальных инструментов, музыкант с ним – «человек-оркестр». Жаль только, что сын все еще не освоил запись с сэмплера на электронные носители, так что его произведения, сочиненные с помощью BOSS RC – 300 остались незаписанными.

Ableton push оказался не так легок в освоении, с ним мы пока что связываем надежды на будущее использование. Сделаны только робкие попытки – сын нашел компьютерную программу Ableton и установил ее, объединил с процессором Ableton push и опробовал. Однако создавать какие-то композиции – задача на данный момент недостигнутая.

Сын начал поиск в интернете возможностей обучения. Как обычно, его интересуют только те педагоги, которые играют именно понравившиеся произведения в любимых стилях, а нравятся сыну достаточно сложные произведения и современные «новомодные» стили. Он, к сожалению, не признает классику, а именно она чаще всего является основой учебного процесса.

Сын отыскал учителя музыки, который дает платные уроки игры на гитаре. Мы решились попробовать, сколько в наших силах, понести такую финансовую нагрузку. Однако педагог потребовал знания нотной грамоты, умения играть с листа, чего у сына нет.

Мы подыскали нового преподавателя, который берется в ускоренные сроки обучить сына, у которого теперь появилась мотивация, этим умениям. Это означает, что мы пытаемся получить платное образование по скайпу. Пока мы делаем первые шаги в этом направлении. Сын неплохо общается с преподавателем, который не знает о наличии у него диагноза по психиатрии.

Уже отыскался и педагог, способный обучить использованию Ableton push и BOSS RC – 300. Однако есть большой минус – наши финансовые возможности невелики. Мы не можем оплачивать все занятия.

В плане умения играть на инструменте (напомню, что гитару сын осваивает полностью самостоятельно) результаты достигнуты. Сын может исполнять множество разных мелодий, у него хороший (на наш взгляд) репертуар, а вот успехов в плане способности выйти на сцену, преодолеть трудности общения, найти возможность зарабатывать музыкой у нас, увы, нет. Очень неудобно, что мы живем в маленьком населенном пункте в провинции, в котором мало учреждений, где мог бы пригодиться музыкант. Кроме того, у нас нет психотерапевтов, психологов, общественных организаций – то есть специалистов в области реабилитации людей с расстройствами психики, все наши действия интуитивные, непрофессиональные.

Мы очень хотим приехать на Фестиваль творчества «Нить Ариадны», надеемся, что он даст нам новую «фестивальную» мотивацию к занятиям музыкой, поможет в обретении опыта выхода к людям со своим творчеством и позитивных знакомств.

Людмила Иванова,

мама сына с расстройством психики,

Пермский край

Статья впервые опубликована в газете «Нить Ариадны» №11, 2014. Размещена с любезного разрешения редакции.