Японское аутсайдерское искусство: галерея Souzou

О. Чиненова

Термин «souzou» на японском языке имеет два значения. В зависимости от начертания иероглифа, один из них будет обозначать созидание, другой - воображение. Оба процесса неотделимы друг от друга. Оба они приводят к рождению новых идей и физических объектов. В галерее представлены некоторые из художественных произведений, возникших в результате souzou. Все они созданы японскими авторами-аустайдерами, каждый из которых страдает психическим расстройством и находится на постоянном лечении или же посещает дневной стационар в различных регионах Японии.

Авторов, а среди них художники, скульпторы, дизайнеры и др., называют аутсайдерами, а то, чем они занимаются – аутсайдерским искусством или аутсайдер-артом. И не имеет особого значения, даже когда речь идет о пациентах психиатрических клиник, находящихся многие годы на лечении.

В своем оригинальном звучании и происхождении термин «аутсайдер арт» французский и звучит он как «art brut». Его создал француз Жан Дебюфе в 1940-х гг. В изначальной интерпретации art brut – это искусство необусловленное, нетронутое, не подвергнувшееся влиянию доминирующей культуры, религии или других внешних факторов. Англоязычная версия outsider art стала со временем использоваться во всем мире, а к авторам-аусайдерам стали относить тех, кто создает своих произведения, не имея никакой финансовой поддержки, не ради продаж и не под заказ и запросы конкретной аудитории. Во всех смысла это были и остаются маргинальные авторы, отброшенные на обочину искусства как профессиональной сферы деятельности.

okinawan lion.jpg

Со временем к числу таких авторов стали относить и тех, кто живет и работает, имея психическое заболевание, или страдает от физиологического и умственного недоразвития.  Это относится и к каждому участнику выставки Souzou.

Развитие японского аутсайдерского искусства шло медленнее, чем в Европе.  В европейских странах с 1850-х гг. творческая работа пациентов находилось под опекой и поддерживалось врачами-психиатрами, собиравшими заслуживающие интереса произведения для частных коллекций. Благодаря работе «Искусство людей, страдающих  психическими расстройствами» немецкий историк Ганц Принцхорн (Hans Prinzhorn) заложил теоретические основы аутсайдерского искусства. Он утвердил мысль о том, что творческое раскрытие и самовыражение пациентов – независимая от симптомов болезни деятельность. Одновременно художники авангардисты, включая сюрреалистов, стали проявлять интерес к творчеству людей с психическими расстройствами, детей и так называемых примитивных художников, не относящихся к западной культуре. Все это совпало с рождением термина art brut и распространением в психиатрии таких лечебных техник как арт-терапия и трудовая терапия, успешно применявшиеся для реабилитации солдат после двух мировых войн.

В Японии искусство аустайдеров заметили только после 1945 года, когда в послевоенные годы начала формироваться система социального обеспечения. До этого периода отдельные психиатры совместно с художниками поддерживали это направление в искусстве. В 1930-х гг. психиатр Рюзабура Шикиба (Ruyzabura Shikiba) опубликовал исследование, посвященное художественному гению Винсента Ван Гога. Он же поддерживал творческую работу двух авторов: архитектора-самучки Кинзо Ватанабэ (Kinzo Watanabe) и художника по коллажам Киёши Ямашита (Kiyoshi Yamashita). Однако только в послевоенное время работы художников-аутсайдеров выделили как независимые и аутентичные произведения искусства, возникающие в стенах лечебных учреждений. Казуо Итога (Kazuo Itoga), считающийся отцом японской системы социального обеспечения, заложил фундамент для развития аутсайдерского искусства в Японии. В 1947 году он основал организацию Omi Gakuen, ставшей первой в своем роде студией, где занимались с детьми-сиротами и детьми с ограниченными возможностями. Формат и подборка направлений в студии были революционными для Японии того времени. В свободной форме в рамках единой программы обучения и реабилитации там сосуществовали образовательная программа, психология, сельское хозяйство, медицина, литература и искусство.

inversion.jpg

Процесс созидания был сердцем Omi Gakuen и многим организациям, созданные на ее подобии в дальнейшем. Трудовую деятельность можно назвать основополагающим столпом культуры Японии, она определяет ход и характер взаимоотношений между людьми. Через труд  и работу, через взаимоотношения с другими людьми человек приобретает свою индивидуальность. Утрачивая возможность трудиться, он теряет свою идентичность и оказывается в изоляции. Уберечь человека от такой изоляции позволяли трудовые мастерские, где пациентов психиатрических учреждений обучали различным профессиям, позволяли приобрести навыки и знания, позволяющим после выхода из стен больницы найти работу и жить полноценной жизнью. В 1954 году при Omi Gakuen образовалась студия керамики, созданная по инициативе художника Кацуо Яги (Kazuo Yagi). Ранее там уже изготавливали посуду, но Кацуо Яги настоял на том, чтобы ученики получили возможность выражать себя свободно, без ограничений и необходимостей. Он предпочел не вмешиваться в тонкий творческий процесс и, тем самым, заложил новую модель, легшую впоследствии в основу работы многих реабилитационных центров в префектуре Шига (Shiga) и по всей стране. Организация Omi Gakuen продолжает свою работу и сегодня. Такие участники выставки Souzou как Митсутеру Ишино (Mitsuteru Ishino), Сатоши Нишикава (Satoshi Nishikawa) и Риосукэ Отсуджи (Riosuke Otsuji) обучаются и создают свои художественные объекты на занятиях в Omi Gakuen.

В Японии, благодаря активности реабилитационных центров, аутсайдерское искусство оказалось замкнутым в рамки лечебного процесса, оно не пользовалось спросом коллекционеров и галерей, как это происходило в Европе. До недавнего времени работы пациентов практически не выставлялись. Перелом произошел в 2004 году, когда Музей безграничного искусства NO-MA открыл аутсайдерское искусство широкому зрителю. Выставленные работы моментально привлекли внимание критиков и галеристов. Благодаря поддержке и интересу извне в следующем году была основана некоммерческая организация Haretari Kumottari, главной целью которой стало продвижение и защита интересов всех людей, создающих художественные работы в лечебных и реабилитационных центрах по всей стране. Именно эта организация способствовала созданию выставки «Souzou».

mother.jpg

Все художественные работы в рамках выставки разделены на шесть взаимосвязанных секций. Их объединяет то, что все они создавались и находятся на грани между болезнью и творчеством, работой и здоровьем, маргинальностью и общим потоком сферы искусства и жизни в целом. Они отображают в широком смысле слова весь спектр аутсайдерского искусства Японии, все культурные и социальные пласты, наслаивающиеся на творческий процесс любого работающего художника. Секции «Язык» и «Форма» вводят зрителя в атмосферу и мир аутсайдерского искусства; «Суть вещей» и «Взаимодействие» позволяют глубже понять процесс творения и уловить сущность создаваемых работ; последние две «Культура» и «Вероятность» пробуют уже раздвинуть рамки аутсайдерского искусства, преодолеть стереотипы, вырваться в просторы искусства в целом.

Галерея была представлена в выставочном пространстве Wellcome Collection в Лондоне (Великобритания)

Источник