Волшебные сады Филадельфии
А.Титова

«Я использую искусство, как паук свою паутину, 
заманиваю людей и меняю их мировоззрение,
чувства, мечты».
Исайя Загар

 

1a.jpg

В американском городе Филадельфия, есть ничем не примечательная улица South Street (Южная Улица). Здесь живут совершенно обычные люди, здесь есть свои кафе, продуктовый магазин и аптека, прачечная и автосервис. Однако именно сюда приезжают туристы со всего мира. Дело в том, что на этой самой улице находится совершенно необычный дом. Здание полностью покрыто мозаикой из кусочков стекла и разбитой кафельной плитки, а двор представляет собой настоящий лабиринт, с арочными входами, гротами, лестницами и террасами.

Первое, что чувствует посетитель, когда он попадает в этот фантастический дом-лабиринт – это шок. У некоторых, увиденное вызывает неподдельный интерес, восторг, восхищение. Другие испытывают смущение, неприязнь и даже страх. Но все задаются одним вопросом: «Что это такое?».

2a.jpgЭтот мозаичный комплекс, так называемый «Волшебные Сады», возник благодаря американскому художнику-визионеру Исайе Загару (Isaiah Zagar).

Исайя Загар родился в 1939 году. Его детство прошло в Бруклине, Нью Йорк, в одном из самых типичных индустриальных городов США. Исайя с малых лет увлекался творчеством, и часто разрисовывал все что попадалось под руку, будь то стол, холодильник или даже потолок. После школы он поступил в художественный колледж и получил степень бакалавра в области живописи и графики в 1960 году.

Еще в молодости художник увлекался, так называемым, искусством аутсайдеров, наивным искусством и примитивизмом. Это такие виды изобразительного творчества, в которых совершенно не обязательно обладать художественными навыками, точно следовать технике в построении изображения. Сюда можно отнести творчество душевнобольных, детей, народное искусство и творчество непрофессиональных художников.

В 19 лет Исайя познакомился с художественным миром Кларенса Шмидта (Clarence Schmidt), самым известным художником-аутсайдером Америки. Загар вместе с другом отправился в Вудсток, штат Нью Йорк, чтобы увидеть творение Шмидта «Моя Отраженная Надежда» («My Mirrored Hope») - лабиринт, в центре которого находился небольшой деревянный амбар, окруженный различными рампами, балконами, садом на крыше. Он был построен из строительного мусора, железнодорожных шпал, зеркал, искусственных цветов и алюминиевой фольги. Позднее Загар признавался, что тот день, когда он увидел творчество Кларенса Шмидта, был самым важным днём в его жизни.

По мнению самого мастера, на его творческую философию также большое влияние оказала знаменитая выставка Ассамбляжа, проводившаяся в Музее Современного Искусства в Нью Йорке. Это художественно направление, в котором картина не пишется красками, а заполняется реальными объёмными предметами, как коллаж. На этой выставке были представлены работы мастеров современного искусства Жана Дюбюффе, Пабло Пикассо, а также работы художников-самоучек Кларенса Шмидта, Симона Родия и Жозефа Фердинана Шеваля, создавшего известный памятник наивного искусства «Идеальный Дворец Почтальона Шеваля». Там же художник познакомился с творчеством испанского архитектора Антонио Гауди. Он увидел фотографии домов, которые построил Гауди, они были похожи на замки из песка. Но больше всего Загара поразил парк Гуэль,  и скамейка, выложенная разбитыми кусочками керамической посуды.

3a.jpgВ середине 60-х годов Исайя вместе со своей женой Джулией отправились в Перу. Там они провели три года, работая в Корпусе Мира и изучая искусство коренных индейцев. В Перу художник впервые познакомился с местным колоритом южноамериканской страны, с её обычаями, фольклором. Он изучал живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство и народный костюм. Несомненно это путешествие оставило неизгладимый след в творчестве Исайи Загара. В дальнейшем, он подробно изучал искусство Китая и Индии, проходил практику на керамическом заводе, чтобы создавать статуэтки из глины.

А Джулия впоследствии приглашала художников из Мексики и Латинской Америки в рамках культурного обмена между странами. Они часто выступали в школах и университетах, где рассказывали об истории своих народов и о своём творчестве.

В 1968 году Исайя вместе с семьёй вернулись в Америку. Они переехали в Филадельфию, где поселились в бедном районе, на South Street. В то время квартал, в котором они жили был совсем запущен, и даже опасен, жилье здесь стоило практически копейки, но и условия для жизни оставляли желать лучшего. Более того местные власти планировали полностью демонтировать все здания на этой улице, чтобы проложить скоростное шоссе.

Первые годы после возвращения на родину были очень тяжелыми для художника. Исайя страдал от депрессии, был полностью опустошён. Он больше не мог писать картины, так как считал, что прямоугольная форма холста слишком ограничивает его творческие способности. Возможно именно из-за своего состояния он выбрал для жизни столь мрачное место. Вот как он сам описал свой выбор: «Я приходил в себя после нервного срыва и культурного шока после моего возвращения домой из трехлетней поездки в Перу. Я чувствовал, что у меня нет никакого занятия. Нет позитивного выхода. Я нуждался в таком месте, которое тоже было в упадке. Место, которое я мог бы попробовать возродить, и если бы это не сработало, в любом случае, снос зданий был уже запланирован» (статья «The Morning Call», Diane W. Stoneback, 13 ноября, 2010).

Однако вскоре художник нашел в себе силы, и стал искать выход из сложившейся ситуации. Исайя начал создавать мозаичные композиции. Этот процесс так сильно увлек его, что он, не замечая времени, соединял при помощи цветного цемента разрозненные кусочки стекла и керамики в единое целое. Мастер наконец-то нашёл то искусство, в котором не чувствовал себя заключенным в рамки, он ощущал полную свободу.

В это же время жена художника открыла небольшой антикварный магазин, Eyes Gallery. В нем она продавала различные безделушки, ювелирные изделия, статуэтки, одежду и даже мебель из Латинской Америки и Азии. Временами часть заказанного товара приезжала испорченной. Исайя не спешил выкидывать поломанные вещи. Он считал, что в них все еще содержится магия, и сила. Художник сохранял все эти предметы, чтобы в один прекрасный день включить их в свою композицию на стене. Таким образом, магазин жены стал своеобразной мастерской для Исайи, здесь он начал создавать свою первую мозаику.

4a.jpg

Практически все заработанные деньги и гранты, полученные художником семья потратила на покупку и аренду других зданий на South Street. Все это делалось не столько из практических целей, сколько для художественных потребностей Исайи. Все новые приобретения художник превращал в площадку для творчества. На стенах старых зданий появлялись то мозаика, то фреска, созданные мастером. Иногда он выполнял заказы для своих соседей. Есть, например, мозаика, подаренная молодым человеком своему отцу, который всю жизнь проработал водопроводчиком. На ней изображен мужчина в рабочем костюме и с инструментом в руках,  изображение сопровождает надпись: «Майк Маттио Мастер Водопроводчик».

Критики не всегда благосклонно относились к творчеству Исайи Загара, как впрочем и ко всему маргинальному искусству или к искусству аутсайдеров. Описывая свою работу художник часто шутил: «Ни один музей не готов был показать мои работы, чтож я выставил их сам на всеобщее обозрение». 

Наконец в 1994 году Исайя Загар приобрёл во владение несколько зданий с принадлежащим к ним двором, и начал работать над самым важным в своей жизни проектом. Художнику потребовалось целых 14 лет, чтобы воплотить свой фантастический замысел в реальность.

Стоит признать, что семья и соседи смиренно приняли тот факт, что художник практически поселился на строй-площадке. Более того местные жители привыкли к причудливому соседу, и всячески старались ему помогать. Уже когда работа подходила к концу, владелец двух пустырей вокруг здания задумал продать свою землю, однако жители улицы помогли Исайе собрать необходимые средства и выкупить её.

Во время работы над «Волшебными садами» мастер буквально отгородился от окружающего мира. В самом начале работы он сконструировал массивный забор, чтобы защитить своё детище от ненужного мусора и грабителей. Затем стал создавать неповторимый ландшафт сада-лабиринта: вырывал гроты, строил дополнительные навесы, прорывал туннели, конструировал многослойные стены. Когда подготовительная работа была закончена художник начал покрывать все пространство мозаикой, причём как снаружи, так и внутри здания.

В конечном итоге мастер не оставил ни одного пустого места. Мозаика, скульптура, живопись, выложенные из кусочков слова, забавные статуэтки, самодельная мебель, лестницы и арки – всё это покрывает внутренние галереи и лабиринт. Практически везде: на потолке, под ногами, на стенах всё сверкает, переливается разными цветами. Попадая в этот загадочный мир, складывается такое ощущение будто бы находишься внутри богато инкрустированной шкатулки.

В 2008 году мастер закончил работу над своим шедевром. Так на свет появился маленький мозаичный мир Исайи Загара.

5a.jpg

Отдельное слово стоит сказать о материалах, которые выбрал художник для «Волшебных садов». Со стороны кажется, что Исайя и правда настоящий садовник. Он будто выращивает магические цветы и деревья, на ветвях которых расположились волшебные птицы. Только вместо грунта и рассады, он использует пластик и старые лохмотья, а еще цементный раствор смешанный с краской.

Вместо традиционной смальты, разноцветных небольшого размера стекляшек, из которых выкладывают мозаику, мастер использовал практически все, что попадало под руку. Это могла быть старая керамическая посуда, разная кухонная утварь, разбитое стекло, донышки от цветных бутылок, красивые декоративные китайские блюда, различные поделки и даже совсем непригодные для мозаики предметы.

6a.jpg

Однако самую большую роль в этом ансамбле, то, что действительно делает его волшебным, играют зеркала. Для мастера они несут очень важную, даже сакральную роль. Художник однажды отметил, что зеркала обладают бесконечной энергией, которая передаётся всему окружающему, поэтому во время работы он никогда не устаёт. Они выполняют магическую функцию, через них пространство лабиринта и галерей расширяется, становится более глубоким, иллюзорным. С помощью зеркал в ансамбле создается неповторимое ощущение света, разноцветная мозаика отражаясь, блестит и мерцает. Зеркала как бы заигрывают с публикой. Не смотря на то, что лабиринт не очень большой, создается впечатление будто находишься в огромном сказочном мире, лишь при одном повороте головы оказываешься в новом совершенно незнакомом месте. Наверное, сходные чувства испытывала Алиса в Стране Чудес!

Помимо пышно украшенных стен, на различных выступах, на полу и в гротах можно встретить скульптуры, созданные самим художником или статуэтки из Латинской Америки. Над лабиринтом развешена сетка, к которой прикреплены различные предметы, руль от велосипеда, куклы, вентилятор. Художник построил своеобразный карниз – верхушка здания завершается разноцветными фигурными бутылками, старинными блюдами и фарфоровыми тарелками.

Так же Исайя Загар построил всю мебель и все предметы декора, каждый стол, стул, лавочка непременно покрыты мозаичными изображениями. Пожалуй самым необычным предметом является люстра, сделанная из частей велосипеда, старых инструментов и другого ржавого мусора. 

Одним словом, Исайя Загар построил настоящий потусторонний мир. Здесь все сюрреалистично, будто попадаешь в чей-то яркий, насыщенный красками сон. В своем обращение на официальном сайте «Волшебных садов» Исайя Загар, так описал свое искусство: «Моя работа отмечена событиями, она как отражение разума, который строит и разрушает, имеет логику, но близок к хаосу, не желает останавливаться ни на миг, и вызывает чувство рая и ада одновременно». Художник как будто намерено впускает зрителя в свой внутренний мир, в свои мысли и мечты.

7a.jpgНаверное, именно поэтому основной темой, изображенной в мозаиках стала своеобразная хроника жизни художника, история его семьи, которая переплетается с ветхозаветными сценами из библии. Часть своих мозаик Загар посвятил своей жене и двум сыновьям. В абстрактных изображениях порой нетрудно определить силуэты, распознать портретные сходства художника и его жены. Эти фигуры всегда взаимодействуют друг с другом, в их лицах угадываются эмоции, они общаются между собой, спорят, ругаются и мирятся, радуются и грустят.

Порой изображения сопровождаются различными высказываниями, так же выложенными из камня или керамики. Одно из этих высказываний гласит: «Я построил этот храм, чтобы населить его своими мыслями и фантазиями» («I built this sanctuary to be inhabited by my ideas and my fantasies»).

Сегодня, «Волшебные сады» - это не только островок наивного искусства в центре большого мегаполиса. Мозаичный дом Исайи Загара превратился в настоящую общественную организацию. Это открытая площадка со своей галереей, где помимо работ самого мастера выставляются картины других художников, в том числе и художников «Аутсайдер арт». Здесь проводятся экскурсии, перфомансы, праздники. Например несколько раз в году музей открыт поздним вечером для проведения романтических свиданий. В эти вечера в лабиринте показывают старые фильмы и угощают гостей вином.

Не смотря на уже преклонный возраст, Исайя Загар проводит здесь свои мастер-классы, на которых учит посетителей мозаичному искусству. Побывать в этом сказочном месте может любой желающий, более того каждый может почувствовать себя здесь художником.

Стоит отметить, что благодаря стараниям мастера, South Street уже не кажется заброшенным и опасным районом, теперь сюда стекаются туристы со всего мира. А Исайя Загар по сей день продолжает облагораживать любимую улицу новыми мозаиками и фресками.

8a.jpg

Фотографии Волшебных садов Филадельфии, сделанные автором, можно увидеть в нашей галерее.

 Официальный сайт музея «Волшебные сады Филадельфии»:

Ещё несколько фотографий.